Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Историко-культурное наследие


Постановление Министерства культуры от 7 марта 2024 г. № 22 “Об определении перечня капитальных строенией (зданий и сооружений), их частей”

О требованиях законодательства по охране историко-культурного наследия Республики Беларусь для собственников (пользователей) зданий и сооружений, имеющих статус историко-культурной ценности  

Выдача документов в отношении культурных ценностей

Костёл Святой Троицы в аг.Гервяты (2 категория)
Римско-католический храм. Относится к Островецкому деканату Гродненской диоцезии. Построен в 1899—1903 годах в неоготическом стиле. Местный приход создан в 1526 году, тогда же был построен небольшой деревянный храм.
В 1899-1903 годах на месте деревянного храма архитектором Вацлавом Михневичем был возведен величественный каменный храм. Он входит в тройку самых высоких храмов, высота колокольни – 61 метр.
Храм представляет собой трёхнефную однобашенную базилику с трансептом в западной части, накрытую двускатными крестовыми крышами из красной черепицы, средокрестие завершено металлической башенкой, а гребень — керамическими трилистниками. С восточной стороны главного нефа, пристроена высокая двухъярусная башня-колокольня, завершённая шпилем. Её боковые грани, в четвериковом нижнем ярусе, украшены аркатурой и нишами, верхний восьмериковый ярус с четырёх сторон фланкирован декоративными пилонами, остальные разделены высокими стрельчатыми спаренными окнами.
Средний неф, с низкими стрельчатыми окнами, завершён шпилями-пинаклями, которые задают активный ритм боковых фасадов. Между каждой парой контрфорсов, на стенах боковых нефов, размещены по два высоких спаренных стрельчатых окна с декоративными «розами». Боковые фасады храма украшены аркатурнозубчастым поясом, антаблемент имеет фриз со стилизованным орнаментом в виде трёхступенчатых зубцов. Алтарный фасад и торцы трансепта имеют четырёхъярусную композицию с выделением повышенной центральной части, завершённой готическим аттиком с тремя башенками, фланкированными двумя контрфорсами с аркбутанами, которые соединяют аттик с контрфорсами. В алтаре сохранились фрагменты цветных витражей.
Перед храмом стоят несколько деревянных крестов с богатой резьбой, что характерно для литовских культовых сооружений. Вокруг храма разбит ландшафтный парк с редкими декоративными растениями и фигурами апостолов.
Храм называют “маленькой Швейцарией” и “белорусским Нотр-Дамом”. По многочисленным опросам, он признан одним из самых красивых костёлов Беларуси.


Костел Вознесения Святого Креста в д. Быстрица
(2 категория)

Памятник архитектуры раннего барокко. Построен в середине XVI века по приказу польского короля Сигизмунда I. В 1760 г. перестроен в стиле рококо.

Однонефный, двухбашенный с пятигранной апсидой (с северной стороны пристроена сакристия). Каменный храм имеет симметрично-осевую удлинённую композицию. В силуэте здания доминируют две четырёхъярусные башни главного фасада, лёгкие и струйчатые по архитектурной трактовке (группы пилястр, сквозная аркатура башен, высокие ниши). Башни объединены треугольным щитом, за которым спрятаны двускатные крыши. Боковые фасады симметрично расчленены парами арочных окон и тонкими двойными лопатками в простенках, опоясаны профилированным антаблементом. Зал костёла перекрыт цилиндрическим, на подпружных арках, сводом, ризница — цилиндрическим с распалубкой. Своды декорированы орнаментальным узором XIX века. Декоративный акцент интерьера — главный алтарь, развёрнутый по граням апсиды и разделённый антаблементам на два яруса. В одном барочно-рокальном стиле сделаны и два, меньших по размеру, кулисных алтаря.






Архитектурный ансамбль центра аг.Ворняны
(2 категория)
Архитектурный ансамбль центра Ворнян — памятник градостроительства барокко. Сформировался в 1760—1770-х годах.
Расположен по регулярной планировочной схеме вокруг большой, вытянутой, прямоугольной площади. Доминанта ансамбля — Георгиевский костёл, который замыкает площадь с восточной стороны. Два дома (дом аптекаря и плебания) создают перед костёлом открытый на площадь курдонёр с округлым по очертанию ограждением. На западной стороне площади был дворцово-парковый комплекс (не сохранился). Южная и северная стороны площади формируют два ряда типовой жилой застройки, объединённой в единственный фронт каменными простенками с арочными проездами. В застройку входили трактир и торговые ряды.
Костёл Святого Георгия построен в 1767—1769 гг. в стиле позднего барокко (достроен в 1880 г., 1909 г.). Храм построен на средства владелицы Ворнян М. Абрамович, архитектор — А. Казаковский. Двубашенный, однонефный, каменный храм с трансептом. Архитектурная пластика (профилированные тяги, наличники, вязанки пилястр, раскреповки, фигурные завершения башен и щита) сконцентрирована на главном фасаде. Боковые фасады расчленены арочными окнами и двойными пилястрами в простенках. Внутри неф перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками на подпружных арках. Над входом хоры с криволинейным парапетом.
Каменные двухэтажные плебания и дом аптекаря (1770 г.) — прямоугольные здания с высокими вальмовыми крышами. Фасады ритмично разделены широкими лопатками и прямоугольными оконными проёмами. Планировка анфиладная с вестибюлем и лестницей в центре. Помещения первых этажей перекрыты крестовыми сводами.
На двух удлинённых сторонах площади размещалось по восемь однотипных деревянных одноэтажных жилых домов, накрытых вальмовыми крышами (сохранились частично). Каменные стены фасадов, соединённые между собой арочными проездами, образовывали сплошной фронт уличной застройки.
В дворцово-парковый комплекс, созданный во второй половине XVIII — 1-й половине XIX ст., входили двухэтажный каменный дворец, два симметричных деревянных флигеля, которые образовывали полуоткрытый двор и парк с водоёмом. Территория парка отделялась от площади каменным ограждением с воротами, от неё до костёла вела липовая аллея. Сохранилась неоготическая башня (начало XX ст.) на острове, которая связана с парком деревянным мостиком.


Костёл Святого Михаила Архангела в аг. Михалишки (2 категория)
Декоративная отделка интерьера костёла: девять алтарей, горельефные композиции и орнаментальные рельефы, амвон, решётка боковых часовен.
Памятник сарматского барокко Великого Княжества Литовского. Над ним работали архитектор Криштоф Пенс и скульптор Пьетро Перти.
Костёл возведён в 1653 г. согласно проекту виленского архитектора – бельгийца Криштофа Пенса, на месте старого деревянного храма.
Костёл двухбашенный, однонефный. К прямоугольному в плане основному объёму, с северо-востока примыкает пятигранная апсида с двумя невысокими боковыми ризницами. Основной объем накрыт двухскатной крышей с вальмами над апсидой. Главный фасад разделён на два яруса простым карнизом, завершён четвериковыми башнями с четырёхскатными шатровыми крышами и аттиковым фронтоном между ними. Вход оформлен в виде низкого притвора с отдельной конусообразной крышей. Стены прорезаны окнами с полуциркульными завершениями.
В интерьере основной объём имеет цилиндрическое перекрытие с распалубками на подпружных арках, которые переходят в мощные пилястры. Алтарная часть с полуциркульными арочными проёмами. Под хорами размещены два входа в нижние ярусы башен, где находятся часовни. Стены полукруглого объёма разделены шестью полуциркульными нишами для скульптур. В отделке костёла в 1684–1700 гг. принимала участие группа иностранных декораторов в составе Джованни Мария Гали, Андреа Капоне, сына архитектора Яна Пенса, под руководством придворного художника Яна Казимира Сапеги, а также местного мастера Николая Жилевича. В декоративном убранстве, сконцентрированном на поверхности стен центрального объёма, доминируют бело-голубые стукковые барельефы с ипостасями святых и пышный растительный орнамент, который объединяет весь декор в единственное пластическое целое.
Особым богатым декором отличается двухъярусный главный алтарь с витыми колоннами. По карнизу первого трёхчастного яруса находятся фигуры коленопреклонённых епископов, в центре фигуры двух ангелов. В завершение алтаря – рельеф «Новозаветная Троица». Главный алтарь, как и восемь других, обрамлён акантам, из завитков которого, словно, вырастают головы дракона, сирен и прочих фантастических существ. На широких стеновых пилонах горельефы 12 апостолов. Поставленные на квадратные консоли, они почти отделены от стен и создают эффект движения. В простенках между пилонами находятся стукковые алтари в пышных барочных обрамлениях. Два боковых алтаря с витыми колонками и пилястрами поддерживают наружную арку. В лепных рамах алтарные картины: «Святая Семья» в серебряной с позолотой оправе начала XVIII ст., «Матерь Божья Ружанцовая» (начало XIX ст.). Рядом с картинами сюжетные барельефы. Амвон, украшенный позолоченным растительным орнаментам, поддерживается внизу резным орлом, который держит в когтях картуш с гербом Бжестовских. Балдахин деревянный, резной, в виде короны.


Костел Посещения Пресвятой Девы Марии в м. Гудогай (2 категория)

Памятник деревянного зодчества. Построен в 1764 г. при монастыре кармелитов (не сохранился) в стиле барокко.
Основной прямоугольный в плане сруб, накрытый общей крышей с пластично изогнутыми вальмами над пятигранной апсидой. Раньше костёл был двухбашенный — по бокам треугольного фронтона возвышались два четверика с гранёными куполками. К главному фасаду пристроен входной тамбур, па боках апсиды — низкие сакристии. Стены вертикально обшиты досками, с прорезанными лучковыми окнами в плоских наличниках, укреплённые брусьями-флажками, завершённые профилированным карнизам. Входные двери оформлены декоративной вкладкой наличника сложного рисунка.
Интерьер зальный, на торцевой стене апсиды консольно размещена скульптура «Распятие», под треугольным навесом. Зал храма перекрыт плоским потолком. Над входом, на двух столбах, хоры с органом рокайльно-классицистической трактовки. Интерьер украшают три деревянных алтаря конца XVIII ст., выполненные в стиле раннего классицизма. Со стороны от главного фасада размещена одноярусная, каркасная, квадратная в сечении колокольня с шатровым завершением.


Костёл Святого Георгия в аг.Ворона (2 категория)
Памятник архитектуры позднего барокко. Построен из кирпича на северной окраине деревни в середине XVIII ст., наполовину разрушен в 1943 г., отстроенный в 2002 г.
Здание прямоугольное в плане, накрытое высокой двускатной крышей. С северо-восточной стороны к костёлу примыкает квадратная в плане сакристия (построенная в конце XIX — начала XX столетия). Главный фасад костёла завершён трёхъярусным аттиковым фронтонам. Нижний прямоугольный ярус является основой фигурного щита. Плоскость главного фасада прорезана лучковым входным проёмом и небольшим прямоугольным окном в нижнем ярусе фронтона.
Интерьер зальный с плоским потолком. Стены разделены пилястрами, над ними — фресковые ипостаси апостолов. Раскраска потолка имитирует купол. При входе — хоры. Деревянное ограждение хоров раскрашено (ниши с розетками).


Костёл Рождества Пресвятой Девы Марии в аг. Кемелишки (3 категория)

Деревянный костёл, возведён в 1781 г. спонсорам Станиславом Прушинским, освещён епископам Д. Пилховским в 1799 г. Храм, перестроенный в 1900 г., является образцом интерпретации элементов неоготики в деревянном зодчестве.

Здание имитирует каменную трохнефовую базилику с трансептом и двумя четвериковыми башнями на главном фасаде. Верхние восьмигранные ярусы башен завершены островерхими шатрами. Двускатная крыша трансепта более низкая, чем основная, и соответствует по высоте такой же крыше над входным четырёхколонным крыльцом. Нарастание высоты крыш, романтичные завершения башен, придают живописность и разнообразие объёмно-пространственной композиции. Окна имеют лучковые завершения, на торцах трансепта – ромбические люнеты. Стены обшиты горизонтально, с цокольной панелью, и укреплены стяжками.

Интерьер разделён шестью столбами. С южной стороны костёла размещены трёхпролётные каменные ворота и деревянная трёхъярусная четвериковая колокольня, накрытая четырёхскатным шатром-“колпаком” с островерхой сигнатуркой.


Троицкая церковь староверов в урочище Стрипишки (3 категория)

Церковь построена в XVIII – XIX ст. Основной прямоугольный сруб накрыт двускатной крышей с треугольным фронтоном, на главном фасаде который имеет декоративную обшивку в виде “ёлочки”. Невысокие боковые галереи надают зданию вид базилики. Стены не обшиты, но завершены карнизом с резными “подзорами”. Оригинальное решение имеет входное крыльцо в виде двускатного навеса на деревянных консольных опорах с подкосами. Православную стилистику храму придаёт, надстроенная над притвором, четвериковая башня-колокольня с луковицеобразной головкой.
Архивные и библиографические сведения о церкви староверов очень скудны.
По некоторым сведениям, церковь в урочище Стрипишки была построена в XVIII ст. Во второй половине ХІХ ст. храм был частично перестроен.
Согласно архивным документам, Стрипишская община основана в 1893 г. В 1910 г. была построена новая деревянная церковь, которая сохранилась до нашего времени. В 1920-30-е гг. церковь действовала. Стрипишская старообрядческая община насчитывала в 1925 г. 625 прихожан, относилась к старообрядческой церкви Польши.


 Костёл Святых Космы и Дамиана, г.Островец (3 категория)

Памятник архитектуры в стиле классицизм. Архитектор Август Косаковский. Находится на месте древнего костёла и монастыря доминиканцев, возведённого магнатами Корсаками в 1616—1618 гг. Построен в 1785—1787 гг. из кирпича, на месте древнего деревянного костёла. В 1866 г. храм перестроен под православную церковь. Костёл действует. В августе 2016 года, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, костёлу присвоен статус историко-культурной ценности Беларуси регионального значения.
Представляет собой трёхнефную базилику с плоской алтарной стеной пресвитерия (апсида отсутствует). Все части храма объединены в строгом прямоугольном объёме, накрыты общей крышей. Главный фасад имеет двухъярусную симметрично-осевую композицию, в центре находится четырёхколонный портик ионического ордера с треугольным фронтоном. В верхней части фасада находится массивный аттик, украшенный трёхлопастной аркой-нишей в центре и арочными нишами по бокам. Боковые фасады ритмично расчленены арочными оконными проёмами, широкими лопатками в простенках и опоясаны мощным карнизом.
Внутреннее пространство храма разделено четырьмя колоннами на три нефа и две сакристии, которые в центральном нефе выделяют алтарное помещение, освещённое двумя высокими арочными окнами на торцевой стене. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками и подпружными арками, более узкие боковые нефы — крестовыми.


Костёл Вознесения Святого Креста, г.Островец (3 категория)

Построен на католическом кладбище в Островце в 1910-11 гг. на пожертвования прихожан, своеобразная эклектическая архитектура, которая сопрягает черты неороманского стиля и неоготики. Архитектоника – это классическая крестовая базилика, сложенная из жёлтого кирпича, которая получила развитие в строительстве Беларуси на границе XIX-XX ст. Центральный неф и трансепт (поперечный неф) равные па высоте и накрыты взаимно перпендикулярными двускатными крышами, которые образуют в плане вытянутый латинский крест.

По сторонам пятигранной апсиды пресвитерия размещены симметричные сакристии. Центральный неф значительно выступает вперёд, сравнительно с боковыми нефами. В месте их соединения поставлены невысокие, двухъярусные, четвериковые башни, завершённые остроконечными щитами, что создаёт необычную многоплановую структуру главного фасада, художественно выразительную и отличительную по силуэту. Торец центрального нефа на всю ширину прорезает мощный перспективный входной портал. Над ним сделана высокая полуциркульная арочная ниша с окном-розой. Боковые фасады прорезаны окнами-трифориями и ритмично укреплены контрфорсами. Уравновешенные, полуциркульные очертания проёмов плоских и кондовых ниш придают постройке средневековую монументальность, а высокий цоколь, башни и контрфорсы – внутреннюю энергию. 


Костёл Святого Георгия (Юрия), д. Большие Свиранки
( 3 категория)

Памятник сакрального зодчества Островетчины. В 1671 г. за счёт виленского капитула здесь основан деревянный костёл, а в 1690 г. при нем возведен деревянный монастырь миссионеров. Согласно архитектурно-художественным характеристикам, имеющийся костёл построен в конце XVIII ст., а вначале XX ст. реконструирован. Основной объём по сторонам главного фасада фланкирован четвериковыми башнями. Торец крыши закрыт треугольным фронтоном, который раскрепован над башнями. Невысокий входной притвор, также накрыт двускатной крышей с треугольным фронтоном, склоны которого соответствуют основному фронтону. Входные двери оформлены специальным декоративным наличником. Стены обшиты горизонтально с вертикальной цокольной панелью и укреплены вертикальными стяжками. Окна имеют лучковые завершения. Потолок плоский на падугах. Над нартексом размещены органные хоры. Все эти детали имеют черты барочного классицизма, и свидетельствуют о более ранней дате строительства Большого Свиранского костёла, чем 2-ая половина XIX ст. В 1910 г. около костёла построена двухъярусная четвериковая колокольня, накрытая шатровой крышей. Глухой нижний ярус составлен из бутовых камней, верхний ярус построен из кирпича и прорезан из каждой стороны двумя высокими полуциркульными проёмами.

 

Марианская кальвария (3 категория).

 Марианская кальвария представляет собой комплекс сооружений и станций: костёл Матери  Божьей Неустанной Помощи (1929 г.), каплица-усыпальница (1936 г.), каплица-грот (1936 г.), каплица-брама (1936 г.) Каждый год в первое воскресенье июля в Дубе проходит праздник, во время которого сотни верующих проходят по 7 станциям Марианской Кальварии. Фэст открывается торжественной службой в деревянном костеле. Построен храм в традициях народного деревянного зодчества. Возле костёла на конструкции из двух деревянных столбов висит колокол, на боку которого можно прочитать дарственную надпись от директора фабрики из Котовиц, колокол был подарен костелу в 1934 г. и весит 40 кг. 

© Островецкий районный исполнительный комитет, 2024.