Участники областного этапа конкурса «Учитель года» о себе, профессии и конкурсе
19.05.2025
Республиканский конкурс «Учитель года» – традиционное состязание среди самых талантливых, активных и творческих педагогов, которое раз в три года собирает профессионалов своего дела. Подобные конкурсы на первом этапе проходят в каждой школе, затем – в районе. В этом году на Островетчине победителями конкурса в разных номинациях были признаны Татьяна Базюк и Марина Бернюкевич из гимназии №1, Данута Тумкевич из ДЦРР №1, Виолетта Карчевская из Ворнянского УПК, Наталья Ермак из Михалишковской СШ и Юлия Герасим из Гудогайской СШ. Эти учителя и отправились покорять область.
– В полуфинал прошло трое наших участников, – рассказала заведующий учебно-методическим кабинетом Людмила Апанович. – Виолетте Карчевской, Марине Бернюкевич и Наталии Ермак, чтобы попасть в финал, нужно было провести открытые уроки в незнакомом классе и мастер-классы. В итоге на последнем этапе в области наш район представляла Наталия Ермак. Она и оказалась среди лучших педагогов Гродненщины – призёром в одной из восьми номинаций.
Что больше всего запомнилось на областном этапе и почему учителя участвуют в таком сложном профессиональном состязании – трём педагогам мы задали пять вопросов о главном.
1. Каким был ваш путь к конкурсу? 2. Чего ожидали от участия в нём? Какие впечатления от разных этапов? 3. Что значит такой конкурс для современного педагога? 4. Какие трудности сегодня поджидают учителя в школе и как их преодолеть? 5. Если представится возможность ещё раз стать участником такого состязания, согласитесь? И что пожелаете будущим конкурсантам?
Наталия Ермак, учитель белорусского языка и литературы Михалишковской школы:
1. Решение, что могу и хочу стать участницей конкурса «Учитель года», не было спонтанным. У меня уже был опыт участия в разных мероприятиях, профессиональные наработки, кое-что из них печаталось в СМИ. Поэтому участие в конкурсе стало ожидаемой проверкой моего учительского «Я».
2. В первую очередь хотелось получить объективную оценку своей педагогической деятельности. Во время каждого испытания пришлось переосмыслить себя как учителя. Этот конкурс позволил мне увидеть мои плюсы и минусы не только как преподавателя-предметника, но и как человека.
3. Уверена, что конкурс важен для любого учителя. Это очередная ступенька для самосовершенствования, получения нового опыта, хорошая возможность для закаливания характера и демонстрации педагогического мастерства.
4. Современный учитель должен быть мобильным и уметь быстро приспосабливаться к реалиям жизни. И ситуация, которая сложилась в мире, подтверждение этому. Сегодня многие из педагогов столкнулись с дистанционным обучением. К сожалению, можно увидеть, что не все были к этому готовы. Поэтому, чтобы трудности не были внезапными, учитель должен не только учить, но и учиться, заниматься саморазвитием.
5. Буду ли я участвовать в конкурсе ещё раз? Думаю, время расставит все точки над і.
Любой конкурс – это возможность роста, и в первую очередь я это делала для своего развития.
Участникам конкурса будущих лет пожелаю уверенности, выдержки и поддержки со стороны близких, коллег и администрации. Если есть поддержка, то и участвовать в мероприятиях значительно легче и проще. Знаю об этом не на словах, а на деле.
Марина Бернюкевич, учитель начальных классов гимназии №1:
1. Решиться на участие в конкурсе нелегко, ведь, как правило, учитель загружен работой и её всегда больше, чем часов в сутках. А ещё труднее переключиться на другой вид деятельности, перенестись на публичную площадку, где надо показать то, что в повседневной учительской жизни кажется органичным и не требует обоснования. Но сомнений не было, потому что я знала: меня поддержит надежная гимназическая команда. И за это благодарна заместителям директора и коллегам. Пять лет работы в школе я набиралась опыта, изучала методическую литературу, искала «свои» методы и приёмы, технологии – и всё это представила на конкурсе.
2. Обмен опытом, повышение профессионального мастерства, творческое развитие, знакомства с интересными людьми, незабываемые впечатления и неповторимые эмоции – всё это подарил мне конкурс.
Впечатления от участия в нём были самые разные. Во-первых, вдохновение, восторг, волнение, радость… Всё это я получила при проведении уроков в незнакомых классах. Когда у тебя с первых минут получается заинтересовать детей, вовлечь их в активную деятельность, ты видишь блеск в их глазах и понимаешь, что не зря выбрала профессию учителя. Тогда появляется огромное желание работать. Во-вторых, если ты интересен кому-то – тебе тоже интересно. Это я поняла после мастер-класса. В-третьих, на конкурсе ты создаёшь свой «продукт», получаешь полезную информацию и учишься чему-то новому.
3. «Учитель года» далеко не единственная дорога к вершинам профессионального мастерства, но это особый путь, который дарит возможность по-другому посмотреть на профессию и на себя. Готовясь к каждому новому испытанию, ты проделываешь огромную аналитическую работу – всё это идёт на пользу для профессионального развития. И недаром педагоги часто называют это время лучшими курсами повышения квалификации.
4. Трудностей в школе много. Но на первое место я всегда ставлю мотивацию ученика. Заинтересовать детей учёбой, чтобы она была не скучной «обязаловкой», нетрудно – особенно если речь идёт о младших школьниках. В век компьютерных технологий найти методы и приёмы, которые заинтересуют, не составит труда. Главное – желание учителя и его любовь к детям!
5. С огромным удовольствием я бы поучаствовала в этом престижном конкурсе ещё раз. Вот только наберусь опыта, открою для себя новые технологии – и вновь буду покорять вершины! Не хочется стоять на одном месте, надо расти в своей профессии.
Будущим участникам желаю победы, успехов и бесконечного творчества, верить в себя и получить от всего хорошее настроение и положительные эмоции.
Виолетта Карчевская, учитель английского языка Ворнянского УПК:
1. В 2006 году я закончила лингвистический университет и приехала работать в родную Ворнянскую школу. Ещё будучи молодым специалистом, поняла, что быть учителем – это не просто учить детей, но и всю жизнь совершенствоваться самой и быть примером для своих воспитанников.
Дебютным для меня стал конкурс «Молодой специалист – 2007», где я победила. Были достижения и в других конкурсах, где я участвовала с коллегами. В 2017 году завоевала Диплом 3 степени в районном конкурсе профессионального мастерства «Хочу стать руководителем». В прошлом году я оказалась перед выбором: поучаствовать в конкурсе «Учитель года» или сдать квалификационный экзамен на высшую категорию. В итоге «Учитель года» стал своеобразной подготовкой к экзамену на высшую квалификационную категорию.
2. Ждала новых эмоций и ощущений, верила, что приобрету бесценный опыт. Самым сложным для меня стал мастер-класс, потому что заинтересовать взрослых сложнее, чем детей. Урок в незнакомом классе надо было подготовить за один день – это тяжело даже физически, а ведь надо было предусмотреть все варианты! Опыт я получила колоссальный! Самым волнительным и в тоже время приятным моментом стало публичное выступление.
3. Современный педагог – это человек, идущий в ногу со временем, готовый к любым испытаниям, в том числе и к проверке себя как профессионала. Конкурсы такого уровня помогают выйти из зоны комфорта и раскрыть резервы, о которых ты, возможно, даже не подозревал.
4. Самая большая трудность сегодня – это не научить детей своему предмету, а воспитать в ребёнке те качества, которые помогут ему стать хорошим человеком, ответственным специалистом, надёжным другом, благодарным сыном или дочерью. Самое сложное – найти подход к каждому, стать примером, воспитывать не только словом, но и своими поступками, своей личностью.
5. Я многое получила от этого конкурса. И считаю, что нужно дать возможность и другим приобрести опыт, преодолеть себя и покорить очередную вершину. Ведь у нас так много компетентных и талантливых педагогов!
А будущим участникам хотелось бы пожелать смелости, уверенности в своих силах, радости от преодоления трудности – ведь за вами следят те, кого вы воспитываете!
Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.
Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» - это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.
Текст: Елена Ярошевич