COVID-19 внёс коррективы в работу всех предприятий и организаций, но сложнее всего удержаться на плаву оказалось среднему и малому бизнесу, у которого не сформировалась денежная подушка безопасности.
Как в режиме коронавируса пережили самые трудные месяцы островецкие предприниматели, выяснял корреспондент газеты.
Без первой необходимости
Больше всего местных предпринимателей работает в сфере услуг и торговле. И если за хлебом и молоком, боишься ты или нет, но идти надо – так что продуктовым магазинам в этом случае выживать было проще, да и в парикмахерскую не заросла народная тропа – то покупки одежды, обуви или подарков многие островчане на время отложили.
Именно у тех, кто продаёт товары «второй необходимости», мы и поинтересовались, как удалось выстоять в начале эпидемии и что изменилось за прошедшие с этого времени месяцы.
Светлана Краснова, магазин нижнего белья «Инфинити»:
– Мы не закрывались, даже когда одно время не было посетителей. Конечно, в сравнении с прошлым годом сейчас их в разы меньше. Не стало так называемых магазинных туристов – люди приходят за конкретной покупкой. И дистанцию стараются соблюдать – это видно.
На закупках товара эпидемия не сказалась – я работаю с белорусскими брендами. Нет и проблемы с ассортиментом. А вот цены на закупку подросли – повлиял курс валюты, который резко поднялся, а за неё производители закупают ткани. Соответственно и на ценнике цифра пусть незначительно, но увеличилась.
С арендой справляемся и налоги платим вовремя.
Светлана Кутко, магазин стройматериалов «Муравей»:
– Мы магазин не закрывали, хотя, когда узнали о первых случаях заражения в Островце, думали, что придётся, – боялись, нас из Ошмян просто сюда не пустят – город закроют на карантин. (Смеётся.) Но ничего, обошлось. Наплыва людей у нас нет – и клиенты этому рады: помещение большое – дистанцию соблюдать легко.
Прошлым летом покупатели шли чаще, в нынешнем сезоне это в основном мастера, которые работают в строительстве.
С товаром перебои были только в начале эпидемии. Сейчас поставки налажены – хотя многие фирмы доставку сократили с 2-х до раза в неделю. Меньше приезжают с предложениями и чаще стали брать заявки по телефону.
За аренду платим так, как было оговорено. Справляемся.
Марина Русецкая, магазин подарков «Настле»:
– Два своих магазина мы закрывали с конца марта до 1 мая – использовали возможность, чтобы уйти в отпуск. Но люди стали звонить и останавливать на улице – интересовались, когда снова откроемся.
Клиентов, безусловно, стало меньше. Основной поток приходится на выходные дни – особенно любят выйти на шопинг приезжие россияне. Но чаще люди идут за конкретной вещью – например, за подарком ко дню рождения.
С поставками товара проблем нет – только заказывай.
Олеся Русова, магазин обуви «Шагал»:
– Открытие нашего магазина пришлось как раз на начало пандемии – она уже шла по Европе. Но надеялись, что нас не коснётся.
Сложно было с поставками – а нам хотелось предложить покупателям широкий ассортимент. Но теперь и поставки налажены, и люди заходят. Думаю, нам на руку расположение магазина – подальше от центра, отдельное помещение, много места между примерочными пуфиками, что позволяет без проблем соблюдать дистанцию.
С арендодателем тоже повезло. Так что спокойно работаем.
Соблюдая рекомендации
Для тех, кто решил не закрываться и продолжать работать с людьми, Министерство антимонопольного регулирования и торговли выдало рекомендации по минимизации риска возникновения и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19: организовать регулярное проветривание и влажную уборку помещений и используемых предметов с применением дезинфицирующих средств, нанести специальную разметку для дистанцирования. Важно также следить за состоянием здоровья, пользоваться средствами индивидуальной защиты при работе с клиентами.
Судя по широкому ассортименту товаров в городских непродовольственных магазинах и боевому настроению их хозяев, бояться их закрытия не стоит – по крайней мере, в ближайшее время.