Обращения подаются заявителями на белорусском или русском языке в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме. Письменные обращения подаются нарочным (курьером), по почте, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений. Устные обращения излагаются в ходе личного приема. Электронные обращения подаются в государственные органы и государственные организации посредством системы учета и обработки обращений.
Письменные обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, должны содержать:
- наименование организации либо должность лица, которым направлено
обращение;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы
гражданина;
- адрес его места жительства (места пребывания);
- изложение сути обращения;
- личную подпись гражданина (граждан).
Письменные обращения юридических лиц должны содержать:
- наименование и (или) адрес
орган6изации либо должность и (или)фамилию, собственное имя, отчество (если
таковое имеется)либо инициалы лица, которым направлено обращение;
- полное наименование юридического лица и его место нахождения;
- изложение сути обращения;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы
руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать
обращения;
- личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке
подписывать обращения,
Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.
В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.
Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
- изложены не на белорусском или русском языке;
- не содержат фамилии, собственного имени, отчества, адреса места жительства (места
пребывания) гражданина;
- не содержат полного наименования юридического лица и адреса его места
нахождения, фамилии, собственного имени, отчества руководителя или лица,
уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения (для юридических
лиц);
- не содержат личной подписи гражданина (граждан) либо личной подписи
руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать
обращения, заверенной печатью юридического лица;
- содержат текст, не поддающийся прочтению;
- содержат нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;
- подаются представителями заявителей, и к ним не прилагаются документы,
подтверждающие их полномочия;
- обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о
конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным,
хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством,
законодательством, определяющим порядок административного процесса,
законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями
работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен
иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
- обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции
организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или)
предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к
деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются
качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых
услуг;
- пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
- заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу
замечаний и предложений, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие
значение для рассмотрения обращения по существу;
- с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам;
-обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.
Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
- не предъявлены
документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также
документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
- обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции
организации, в которой проводится личный прием;
- заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на
интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам
была прекращена;
- заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо
оскорбительных слов или выражений;
Заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный приём и отказывается остановить их применение;
-обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.
.
Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного заявления.
Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.